Сегодня на заседании суда по ДТП на 35-ом подсудимые директор и водитель озвучивали своё последнее слово




На заседание, которое должно было начаться в десять часов, не пришёл адвокат водителя Анатолий Клетченков. Дозвониться до него не могли.

Судья объявил перерыв, чтобы вопрос с адвокатом был решён. После перерыва Клетченков пришёл.

Подсудимым предоставили последнее слово.

Последнее слово водителя Александра Зелева:

Уважаемый суд, уважаемые присутствовавшие.
В начале хотел бы еще раз выразить свои соболезнования родственникам и близким погибших и пожелать скорейшего выздоровления пострадавшим в этом трагическом происшествии.

Не признавая своей вины в случившимся, я основываюсь не на домыслах и заведомо ложных показаниях, как это делает уважаемая сторона обвинения, тех, которые пытаясь уйти от заслуженного наказания за случившееся, сделали всё, чтобы переложить на меня всю тяжесть ответственности за многолетнюю преступную халатность, с которой они относились к такому важному и непростому делу, как перевозка людей.

Моим адвокатом и мной представлены исчерпывающие доказательства моей невиновности в случившейся трагедии. Это многочисленные показания свидетелей, многие из которых видели всё своими глазами. Это съёмки с камер видеонаблюдения и показатели системы ГЛОНАСС, которые трудно заподозрить в симпатии ко мне. Так же как представители руководства самого АТП Нижнетуринского, подтверждавших в своих показаниях ответственность предприятия за техническое состояние автобуса.

Мне очень жаль, что следователь, занимая высокую должность, имея высокое звание, будучи человеком юридически грамотным и не глупым, взял за основу обвинения показания вышеупомянутых заинтересованных лиц. Хотя материалы дела, собранных самим же следователем, противоречат этим показаниям.

То же самое относится к ситуации с возможностью выполнения безопасного поворота на перекрёстке Калинина-Горького. Обвиняя меня в том, что я, отказавшись сознательно убивать пассажиров заполненного и необорудованного ремнями безопасности автобуса и пешеходов, сделал всё для их спасения, выполняя как требования должностной инструкции, так и свои гражданский долг, следователь встал на сторону тех, кто должен нести ответственность за случившееся.
Если бы я в сложившейся экстремальной ситуации поступил по-другому, то сейчас в зале суда не хватило бы места для потерпевших.

Меня, как человека неискушенного в юридических тонкостях, поразил цинизм, с которым следователи пользовались состоянием потерпевших, потерявших своих близких в этом ДТП. В показаниях каждого из них есть дословно совпадающие штампованные формулировки, содержащие требования посадить меня в тюрьму, так ка я могу оказать на них воздействие. Думаю, что многие из потерпевших, находившихся на тот момент в подавленном стрессовом состоянии, сейчас могут даже не вспомнить о том, что они подписывали. А тех из них, кто пытался хоть как-то понять и проанализировать причины произошедшего (а такие тоже были), следователь убеждал в однозначной виновности водителя либо словесно, а иногда подтасовкой фактов. Например, видя так называемые нарезки съемки камеры видеонаблюдения, которая была показана потерпевшей, где была удалена вся основная часть съемки, включающая мои действия, что по словам потерпевшей изменило её отношение к действиям водителя.

И это только то, ваша честь, что стало известно благодаря показаниям потерпевших в суде. Аналогичная ситуация с показаниями свидетелей из числа водителей. Практически у всех дословные формулировки явно свидетельствующие о том, что их навязал следователь, взявший за основу показания Григоренко, который в своих интересах предположил, что я сознательно включил нейтральную передачу на спуске, по видимому, считая меня сумасшедшим.

Не буду сейчас выдвигать версию о том, что или кто повлиял на столь странные противоречивые выводы следователя и нежелание стороны обвинения принимать очевидные факты, давать оценку действиям и бездействиям должностных лиц комбината “Электрохимприбор” и Нижнетуринского АТП.

Но смею утверждать, что в сложившейся ситуации я сделал всё от меня зависящее, чтобы спасти людей, за жизнь которых я отвечал. Мне для принятия решения было отведено всего несколько секунд. К сожалению, руководство Нижнетуринского АТП и комбината “Электрохимприбор” не хватило даже многих лет, чтобы обеспечить безопасность тех людей, за которых они несут ответственность.

В заключение хочу сказать, что я не боюсь ответственности. И если бы в случившемся была моя вина, я бы ее признал. Правду говорить легко и просто. Для меня важно, что на меня смотрят мои пятеро детей и десять внуков. Я считаю, что не имею право дать им повод думать, что я, испугавшись погон или мантии, поступил малодушно и не смог отстоять свою точку зрения.
В конце еще хотел поблагодарить своего защитника Анатолия Клетченкова за последовательность, принципиальность и огромную работу, проделанную им за этот тяжелый для меня и моей семьи период времени.
А также жителей города, которые поддержали меня в этот тяжелый период.


Последнее слово директора Юрия Сивкова:


Уважаемые участники процесса и суд.
Я частично согласен с предъявленным мне обвинением. Я прошу о снисхождении при назначении мне наказания. Всю свою жизнь я занимался перевозками, начиная свой путь с водителя. Дорос до директора.


Структура управления мной выстроена в соответствии с действующим законодательством. Мои предприятия постоянно проверяли все государственные органы.
В суде установлена полностью система управления: директор, заместитель, начальники, специалисты, исполнители, механики, водители. Большая база из множества зданий, тёплых и холодных помещений, смотровых ям. Все лицензии и разрешения имеются. Все сотрудники соответствуют занимаемым должностям, имеют квалификацию, водительские удостоверения, находились на рабочих местах.
В процессе мы с вами выяснили, что все знали свои обязанности, имели об этом документы.


У водителя было достаточно времени, чтобы принять автобус, проверить его. В пути следования при малейшей неисправности остановить движение и высадить пассажиров. Механик находился на рабочем месте на рабочей смене в рабочее время. Все рабочие места оборудованы необходимой документацией. Прямо напротив рабочего места механика имеется эстакада. Данные лица приняли автобус, выпустили его на маршрут.


Мой заместитель, моя правая рука Григоренко отслеживал рабочий процесс, докладывал мне обо всём происходящем. Встречал проверяющие органы, проводил с ними все проверки.
Слесаря не знали недостатка в деталях. Все их запросы исполнялись в полном объеме. Автобусы приобретались только новые. Запчасти приобретались у официальных дилеров.
Обращаю ваше внимание, что сразу после ДТП Григоренко, следуя своим должностным обязанностям, немедленно выехал на место ДТП. Затем подготовил все необходимые документы, которые Григоренко представил в органы ГАИ.


Отлаженная годами система дала сбой, привела к трагическим событиям, погибли люди.


В моих должностных обязанностях выпуска на линию автобуса нет. Механик признал вину, что исполнил свои обязанности плохо, нарушил установленный порядок. Деятельность предприятия застрахована, все пассажиры застрахованы, и кто пострадал, получили страховые возмещения.


Прошу уважаемый суд не наказывать меня строго. Я уже не молод, моё состояние здоровья давно оставляет желать лучшего. Я не привык жаловаться, но на данный момент я перенёс инфаркт головного мозга, ишемический инсульт, перенёс оперативное вмешательство. Я всё еще прохожу лечение и не знаю, сколько еще лет мне отмеряно. К уголовной ответственности не привлекался, вел законный образ жизни, воспитывал дочь, внука, имею крепкую семью. Шесть месяцев содержался в условиях изолятора. Умысла на совершения преступления я никакого не имел. Имею высшее образование, стабильный доход. Всеми силами я способствовал расследованию уголовного дела.
Прошу меня простить, прошу прощения перед потерпевшими.