Приговор по делу о ДТП 21 июня 2021




31 мая 2023 года в Городском суде Лесного закончилось рассмотрение дела о гибели 9 работников комбината Электрохимприбор.

В 7:20 утра 10 июня 2021 года автобус «Нижнетуринского АТП» маршрута № 4, двигаясь по улице Калинина (посёлок Горный) с крутого спуска, пробил входные ворота цеха 435 комбината. От удара ворота упали и придавили несколько человек, которые направлялись на работу. В результате ДТП на месте погибло 6 человек. Ещё двое умерли позже в больнице.

В салоне автобуса на тот момент находилось 30 человек. Медицинскую помощь они получили на месте, от госпитализации отказались.

В суде обвинялись водитель Александр Зелев по ч.5 статьи 264 УК (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) и Юрий Сивков по ч.3 статьи 266 УК (Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц) и по ч.1 статьи 238 (Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).

Уголовное дело в отношении механика Николая Худякова выделено в отдельное производство и приостановлено по состоянию здоровья подсудимого.


Далее в материале процитировано решение Городского суда Лесного.

Автобус имел неисправность в виде отсутствия тормозного усилия исполнительных органов тормозной системы, ввиду неработоспособного состояния рабочей и стояночной тормозных систем по причине значительных зазоров между фрикционными накладками и тормозными барабанами всех тормозных механизмов, обусловленных чрезмерным износом данных деталей и несвоевременной регулировкой этих зазоров (образованных не одномоментно и имевшихся до ДТП). Не работала вспомогательная тормозная система по причине потери подвижности заслонки, излома трубопровода в месте его присоединения к цилиндру, а также механизм фиксации кнопки моторного тормоза при её нажатии.

Водитель, который работал работал на этом автобусе накануне ДТП (9 июня), в суде рассказал, что перед выездом на линию говорил механику Худякову, что в автобусе скрипы от тормозов. Но механик автобус не осмотрел. В конце смены возникла аварийная ситуация. Его подрезал легковой автомобиль и остановился на светофоре. Он нажал на тормоза, но агрессивного торможения не было. Тормоза были плавными, тормозной путь длинным. Чуть не произошло столкновение со стоящим автомобилем. При возвращении в парк водитель сказал о некорректной работе тормозов Худякову, но тот спал и никак не отреагировал.
Кондуктор, свидетельница этой ситуации, показала, что механик Худяков крайне редко выходил и осматривал автобусы, подписывая путёвки не глядя.

Водитель Александр Зелев в соответствии с должностной инструкцией должен знать способы выявления и устранения неисправностей, возникающих во время движения автобуса, а перед выездом на маршрут проверять состояние автобуса, исправность работы систем, узлов и агрегатов.

При выходе на смену 10 июня 2021 года Зелев не проверил техническое состояние автобуса.
Он знал, что механик Худяков не произвёл предрейсовый контроль технического состояния автобуса. Но претензии по этому факту не высказал, принял автобус в эксплуатацию и выехал на этом автобусе с территории базы.. Сам при этом тоже не проверил состояние тормозной системы. Хотя при внимательности и предусмотрительности мог предвидеть общественно опасные последствия своих действий.

На просмотренных в суде видеозаписях видно, что Зелев при подготовке автобуса к выезду никак не проверял состояние тормозов, в том числе не применял экстренного торможения. Сам Зелев сказал, что проверял ручной тормоз, при включении которого автобус тронулся с трудом. Вместе с тем при полной исправности ручного тормоза, автобус не должен тронуться с места. Также Зелев сказал, что не проверял работу аварийного и горного тормоза.

На маршруте в посёлке Горный на улице Калинина Зелев не смог снизить скорость и при наличии технической возможности не стал совершать поворот на улицу Горького, а продолжил движение до ворот цеха. В момент спуска он по небрежности (не предвидя наступления опасных последствий) привёл ручку переключения передач в нейтральное положение. Этим он исключил возможность торможения двигателем и утратил контроль за набором скорости при движении под уклон.

По программе мониторинга местонахождения и скорости автобуса:
скорость автобуса у перекрёстка Калинина-Горького была 26 км/ч, а в момент заезда на территорию площадки – 53 км/ч.

Зелев свою вину не признал. По его показаниям он утром проверил у автобуса мало, охлаждающую жидкость, резину, диски, крепление колёс, стояночный тормоз. При попытке тронуться на первой передаче автобус тронулся с трудом. При движении до КПП проверил торможение. Моторный и аварийный тормоз не проверял. Зазор между накладками тормозных колодок и барабанами не проверял, т.к. не имеет право проводить регулировку тормозов.
При движении по маршруту тормоза работали корректно, несколько раз он ставил автобус на ручной тормоз.
На остановке “Новосвет” он тронулся с первой или со второй передачи, затем, набрав скорость, переключился на третью передачу и спускался по улице Калинина плавно притормаживая. За несколько десятков метров до поворота на улицу Горького почувствовал, что педаль тормоза провалилась, и тормоза не срабатывают. Скорость стала нарастать, переключиться на меньшую передачу не смог. Стояночный тормоз не сработал. У перекрестка скорость была около 40 км/ч, и он не смог повернуть на улицу Горького, т.к. вокруг было много людей и машин. После перекрёстка он пытался включить аварийный и горный тормоз, но ничего не сработало.
Он продолжил движение вниз до ворот завода. За воротами он ничего не видел. Ворота оказались незакреплёнными. Автобус снес ворота, которые на некоторое время закрыли обзор. По проезжей части за воротами бежали люди. Он пытался объехать людей, но не мог. Принял вправо, а потом повернул налево. Автобус перепрыгнул канаву, и бугор погасил скорость.


Юрий Сивков является единоличным учредителем и директором “Нижнетуринского АТП” и “Нижнетуринское Туратрансагентство”, то есть являлся и собственником автобуса.

Свою вину он не признал. В своих показаниях рассказал, что как директор АТП он занимался уплатой налогов, приобретением ГСМ и новых автобусов. Заместителей в АТП у него не было. В штате были только водители автобусов.
В “Туратрансагентство” у него был заместитель по безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Григоренко, которому подчинялись медработники, диспетчеры и механики. Сам Сивков не контролировал работу заместителя Григоренко и механиков по выпуску.

В результате ненадлежащего оказания услуг со стороны директора Сивкова пострадали два пассажира автобуса. Одна женщина испытала сильную физическую боль, а мужчина-пассажир получил травму ноги в виде разрыва связок, квалифицирующуюся как вред здоровью средней тяжести.

Механик «Нижнетуринского АТП» Худяков рассказал, что он был обязан ставить отметки в путевых листах, что он осмотрел автобус перед выпуском в рейс. Фактически он осматривал автобусы формально, а иногда вообще не осматривал, т.к. не было соответствующих условий и оборудования для нормального осмотра, в том числе не было роликового стенда для проверки тормозной системы. Должна быть смотровая яма, специальные домкраты, щупы и т.д. Если даже выявлялись неисправности, он узнавал об этом со слов водителя. Он, как механик, должен был снимать автобус с рейса. Перед этим он сообщал о поломках Григоренко, позиция которого сводилась к тому, что ремонт производится по факту поломки, а не по факту неисправности. В виду этого автобусы фактически ездили до того момента, как не произойдет поломка, препятствующая передвижению на рейсе.

10 июня механик Худяков подписал заведомо ложный факт исправности выпускаемого автобуса в путевом листе. А также расписался в журнале регистрации результатов проведения предрейсового контроля технического состояния, фактически не проводя такого контроля.


В суде свидетель, директор компании “Вираж 2”, рассказал, что этот автобус проходил у них техосмотр в феврале 2021 года. Был выявлен факт неравномерного распределения тормозных усилий более 25%. Об этом он сообщил Григоренко, который пообещал устранить проблему при проведении следующего технического обслуживания.

Свидетель, начальник транспортного цеха ЭХП, рассказал, что после ДТП автобус был доставлен в цех, где проводился осмотр следователями с участием специалистов комбината. На задней оси автобуса правое колесо блокировалось, а левое прокручивалось. Тормозные колодки и барабаны находились в неудовлетворительном состоянии.

Автотехническая судебная экспертиза установила, что при ежедневном техническом обслуживании можно было установить неисправность тормозных систем. Увеличенные зазоры между фрикционными накладками тормозных колодок возможно было обнаружить через смотровые отверстия.


Изначально директору Сивков предъявлялось обвинение по ч.3 статьи 266 (недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц).

Судья посчитал, что это обвинение является излишне вменённым и подлежит исключению из обвинения. В обвинении не содержится сведений, что Сивкову вменена обязанность по выпуску транспортных средств. Не имеется сведений о такой обязанности и в материалах дела. Сивковым были делегированы обязанности по контролю технического состояния на других должностных лиц (заместителей и механиков). Сам Сивков непосредственно не занимался выпуском в эксплуатацию транспортных средств.


Суд решил, что директор Юрий Сивков оказал услуги, не отвечающие требованиям безопасности здоровья потребителей. То есть пассажиров автобуса.

Обстоятельством, смягчающим наказание Сивкову, является совершение впервые преступления небольшой тяжести. Суд учёл признание вины, раскаяние в содеянном и состояние здоровья.
Учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств судья посчитал возможным назначить наказание не связанное с лишением свободы в виде ограничения свободы.

По части 1 статьи 238 УК РФ Сивкову назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год. В срок отбывания наказания зачтено содержание под стражей с 10 июня по 9 декабря 2021 года из расчета 1 день содержания под стражей за два дня ограничения свободы. С учетом времени содержания под стражей считать Сивкова отбывшим назначенное наказание.
Снять арест с имущества Сивкова: Lexus RX200T, Lexus NX200T, Toyota land Cruiser 200, автокран МАЗ и нежилое здание 2008 кв.м.


Суд решил, что водитель Александр Зелев совершил нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, и виновен по части 5 статьи 264 УК РФ.

Обстоятельством, смягчающим наказание Зелеву, суд признал состояние здоровья. Обстоятельств отягчающих наказание не установлено.
Учитывая обстоятельства преступления и наступившие последствия, судья посчитал, что исправление Зелева без изоляции от общества невозможно и считает необходимым назначить наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.2 статьи 53.1 УК если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.
Судья посчитал возможным заменить наказание в виде лишения свободы принудительными работами, поскольку, исправление Зелева в настоящее время возможно без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.

Зелеву назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с лишением права заниматься деятельностью в виде управления транспортными средствами на срок 2 года 6 месяцев. Наказание заменить принудительными работами на срок 4 года с удержанием из заработной платы 5% в доход государства.
Срок наказания в виде принудительных работ исчислять со дня прибытия в исправительный центр. Зачесть в срок отбытия наказания содержание под стражей в период с 10 по 12 июня из расчета 1 день содержания под стражей за два дня принудительных работ.


С ООО “Нижнетуринское АТП” взыскана компенсация морального вреда родственникам погибших:
– потерпевшему №1 – 500 тысяч рублей,
– потерпевшему №2 – 600 тысяч рублей
– потерпевшему №3 – 800 тысяч рублей
– потерпевшему №4 – 900 тысяч рублей
– потерпевшему №5 – 600 тысяч рублей
– потерпевшему №6 – 800 тысяч рублей
– потерпевшему №7 – 1 миллион 300 тысяч рублей
– потерпевшему №8 – 800 тысяч рублей
– потерпевшему №9 – 900 тысяч рублей
– потерпевшему №10 – 600 тысяч рублей

Компенсация морального вреда пострадавшим:
пассажиру автобуса – 50 тысяч рублей
пострадавшей от удара автобусом – 100 тысяч рублей, второй пострадавшей – 300 тысяч рублей.

Потерпевшие и прокуратура не согласились с решением суда и подали апелляционные жалобы.